на правах рекламы

Историков о возрасте Котласа не спросили

17 декабря 2010 Автор: Наталия НИКОЛАЕВА
зав. отделом истории
Котласского краеведческого музея
 (голосов: 0)
Вопрос о возрасте Котласа и поселений, находившихся ранее на его территории, становится все более актуальным среди местных историков, краеведов и общественности. В то же время встречается весьма вольная трактовка данного вопроса. Некоторые краеведы и представители общественности считают, что возраст Котласа нужно считать с XIV века. К ним относится и А. Н. Хрусталев.

В газете «Вечерний Котлас» от 11 апреля 2008 года А. Н. Хрусталев писал, что просветитель Стефан Пермский начал свою миссионерскую деятельность в 1379 году «…ниже града Устюга за четыредесять поприщ…», что в переводе на современный километраж означает территорию современного Котласа. Далее А. Н. Хрусталев пишет, что в этом месте стояло первое на его (Стефана) пути зырянское селение, и цитирует: «…И нача, яко овча посредь волков… учити христианской вере…» Автор ссылается на труд Епифания Премудрого «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа».
Начнем с того, что само житие давно утеряно. В нашем музее есть два перевода разных авторов и годов издания. Ни в одном из них не идет речь о том, что Стефан начал свою деятельность именно «…в сорока поприщах от града Устюга…» В переводе говорится о племенах, населяющих Пермский край, куда отправился Стефан, и перечисляются реки, в том числе и Вычегда, которая «...своим устьем входит в Двину ниже града Устюга на сорок поприщ…» Нет речи и ни о каком первом селении зырян на пути Стефана, а фраза «…и нача, яко овча…» совершенно не связана с текстом о Вычегде. О каком первом селении зырян идет речь? Где оно находится? Из каких источников это взято, непонятно. И по-моему, привязки текстов из перевода жития не совсем обоснованны.
А. Н. Хрусталев не одинок в своем мнении: некоторые краеведы и представители общественности считают, что возраст Котласа нужно считать с 1379 года. Причем они утверждают, что Котлас стоит на месте древнего зырянского селения, о котором писал и А. Н. Хрусталев, и именно оно было первым зырянским селением, встретившимся на пути просветителя. Они даже называют это селение – Пырас – и утверждают, что оно упоминается в житие о Стефане Пермском, но научных доказательств не приводят.
Единственный источник, где упоминается Пырас без указания местонахождения, – это Вычегодско-Вымская летопись (перевод): «Лета 6887|1379 г./ иеромонах Стефан по прозванию Храп…иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляди и крести их святой вере».
Вопросы о возрасте Котласа и местонахождении Пыраса поднимаются давно. Еще в 1970-е годы сотрудники Котласского музея делали запросы в научные архивы и библиотеки Москвы, Ленинграда, Вологды и Сыктывкара по вопросу местоположения селения Пырас. На все запросы получали один ответ: научного подтверждения того, что город Котлас стоит на месте древнего Пыраса, нет.
Поиском древнего Пыраса, который все-таки упоминается в исторической публицистике XIX и XX веков, вновь заинтересовался Котласский краеведческий музей. В 2006 и 2008 годах музей представил на получение муниципального гранта проект «Древний Пырас. Археологический поиск» (автор проекта – Н. И. Николаева, завотделом истории музея). Целью проекта было определение местонахождения поселения Пырас и этнической принадлежности населявших его племен.
Поскольку по данному вопросу существовали только предположения, точный и научный ответ могли дать археологические разведка и раскопки. Для реализации проектов Котласским музеем были заключены договоры с археологическим отрядом Архангельского областного краеведческого музея во главе с кандидатом исторических наук А. Г. Едовиным. В августе 2007 года была проведена археологическая разведка, в ходе которой на левом берегу Вычегды, рядом с Вычегодским, обнаружили городище и нашли фрагменты керамики с финно-угорским орнаментом.
На тот период датировка керамики была определена XII–XIII веками, и археологи сделали предварительный вывод: найденное поселение и есть Пырас.
В апреле 2009 года И. О. Васкул, кандидат исторических наук, археолог из Коми НЦ УрО РАН, с которым связался Котласский музей, сделал предположение, что найденная керамика относится ко второй половине 1 тысячелетия н. э. Следовательно, мы нашли более древнее финно-угорское поселение, а не средневековый Пырас. Сделать окончательный вывод могли только новые раскопки.
Ну и последнее. Почему мы, профессиональные историки, все-таки обращаем внимание на историческую публицистику XIX ве-ка? Возможно, что авторы статей, заметок того периода о древнем Пырасе знали и видели некие документы, которые до нас не дошли. Поэтому исключать этот материал в исследовании темы «Древний Пырас» мы не можем, но и считать это доказательством, что делают краеведы-любители, не совсем верно. В качестве аргумента могу привести ответ на наш запрос в Российскую национальную библиотеку: «…село Котлас… о нем упоминает известный церковный писатель Е. Болховитинов, произвольно связывая его со Стефаном Пермским». Что касается поселения на территории Котласа, то в нашем музее есть документальные упоминания о том, что на ней уже в первой половине XVII века находилось поселение. И конечно, как поселение Котлас гораздо старше, чем город.
В этом я согласна с А. Н. Хрусталевым. В последнее время пошла мода на состаривание городов и сел, но принять смелые выводы краеведа Хрусталева: «…могли бы в 2009 году отмечать 630-летие основания Котласа», а «…в 2014 году можно отмечать 635 лет Котласу», я, как историк, не могу.
Может, А. Н. Хрусталеву сначала надо было встретиться со специалистами – сотрудниками музея и историками-краеведами, обменяться доводами и контрдоводами, прийти к какому-то общему выводу и только потом выходить на официальный уровень, а не высказывать в столь категоричной форме версию, не имеющую сегодня веских научных доказательств?


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.