Автор: Олег ДЕСЯТКИН
19 февраля на страницах «Вечернего Котласа» уже поднималась тема о правомерности цифры в 25000 лагерных заключенных, погибших при строительстве Котласского железнодорожного моста. Тогда председатель общества «Совесть» Ирина Андреевна Дубровина на вопрос читателя сообщила, что эта цифра установлена ею лично по архивным данным и она отвечает за ее достоверность. Однако спустя всего месяц с небольшим, 27 марта, на состоявшейся в Котласе научно-практической конференции «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России» прозвучал доклад кандидата исторических наук С. А. Гладких, посвященный этому вопросу и вскрывший новые обстоятельства.
– Сергей Александрович, почему вы, историк Русско-японской войны, занялись далекой от сферы ваших интересов проблемой?
– Два года назад я редактировал третий выпуск научного сборника «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России». Именно там и была опубликована статья И. А. Дубровиной «Голод и смертность при строительстве железнодорожного моста в Котласе», в которой обосновывалась цифра численности жертв в 25000 человек. Уже при подготовке сборника к печати эта цифра казалась мне явно завышенной. Однако, поскольку Ирина Андреевна ссылалась на архивные фонды, я, как редактор, не мог вмешиваться в текст. Но ответственность за публикацию не давала мне покоя, поэтому я решил ознакомиться с соответствующими документами. Часть архивной документации мне предоставила Ирина Андреевна, часть – доктор исторических наук из Коряжмы Николай Васильевич Упадышев, один из крупнейших специалистов по истории ГУЛАГа на Севере. В результате цифры удалось существенно скорректировать.
– И во сколько же теперь можно оценить число погибших?
– Совершенно точные цифры установить невозможно, поскольку статистики отдельно по строительству Котласского моста не велось. Однако согласно проходившим под грифом «совершенно секретно» карточкам учета движения заключенных, хранящимся в Государственном архиве РФ, можно говорить о примерной цифре в 3000 человек. Но это тоже не окончательные данные. Реально число погибших, видимо, было еще меньше.
– Где котлашане могут узнать все подробности?
– Более подробно данная проблема будет освещена в моей статье «К вопросу о числе жертв при строительстве Котласского железнодорожного моста», которая выйдет в четвертом выпуске сборника «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России». Сейчас сборник готовится к печати.
– Почему же ошиблась Ирина Андреевна?
– Приведенная ею цифра в 25000 человек – это общая численность жертв трех исправительно-трудовых лагерей (Котласлага, Севдвинлага и Севжелдорлага) за 1942 и 1943 годы, возводивших более чем 1000-километровую железную дорогу Коноша – Котлас – Усть-Кожва. Погибшие при строительстве Котласского моста – только часть этой цифры.
– Но ведь цифра в 25000 погибших мостостроителей уже увековечена. Что же делать? Может, снести памятники?
– Действительно, в Котласе появились соответствующие надписи на информационном стенде мемориального кладбища жертв политических репрессий «Макариха», памятном знаке мостостроителям на кладбище у железнодорожной станции Заовражье и поклонном кресте строителям моста на левом берегу Малой Северной Двины. Сносить памятники ни в коем случае нельзя! Они отражают наше прошлое. Но вот надписи на памятниках вполне можно и нужно скорректировать, что, кстати, не требует практически никаких затрат. Самое простое – вычерк-нуть последний ноль из цифры 25000. Получившаяся цифра тоже будет приблизительной, но на порядок ближе к исторической истине.
– Однако для этого требуется согласие местных властей...
– Разумеется. Поэтому прошу рассматривать данное интервью как прямое обращение к Собранию депутатов МО «Котлас» по поводу решения этого вопроса.
– Сергей Александрович, почему вы, историк Русско-японской войны, занялись далекой от сферы ваших интересов проблемой?
– Два года назад я редактировал третий выпуск научного сборника «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России». Именно там и была опубликована статья И. А. Дубровиной «Голод и смертность при строительстве железнодорожного моста в Котласе», в которой обосновывалась цифра численности жертв в 25000 человек. Уже при подготовке сборника к печати эта цифра казалась мне явно завышенной. Однако, поскольку Ирина Андреевна ссылалась на архивные фонды, я, как редактор, не мог вмешиваться в текст. Но ответственность за публикацию не давала мне покоя, поэтому я решил ознакомиться с соответствующими документами. Часть архивной документации мне предоставила Ирина Андреевна, часть – доктор исторических наук из Коряжмы Николай Васильевич Упадышев, один из крупнейших специалистов по истории ГУЛАГа на Севере. В результате цифры удалось существенно скорректировать.
– И во сколько же теперь можно оценить число погибших?
– Совершенно точные цифры установить невозможно, поскольку статистики отдельно по строительству Котласского моста не велось. Однако согласно проходившим под грифом «совершенно секретно» карточкам учета движения заключенных, хранящимся в Государственном архиве РФ, можно говорить о примерной цифре в 3000 человек. Но это тоже не окончательные данные. Реально число погибших, видимо, было еще меньше.
– Где котлашане могут узнать все подробности?
– Более подробно данная проблема будет освещена в моей статье «К вопросу о числе жертв при строительстве Котласского железнодорожного моста», которая выйдет в четвертом выпуске сборника «Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России». Сейчас сборник готовится к печати.
– Почему же ошиблась Ирина Андреевна?
– Приведенная ею цифра в 25000 человек – это общая численность жертв трех исправительно-трудовых лагерей (Котласлага, Севдвинлага и Севжелдорлага) за 1942 и 1943 годы, возводивших более чем 1000-километровую железную дорогу Коноша – Котлас – Усть-Кожва. Погибшие при строительстве Котласского моста – только часть этой цифры.
– Но ведь цифра в 25000 погибших мостостроителей уже увековечена. Что же делать? Может, снести памятники?
– Действительно, в Котласе появились соответствующие надписи на информационном стенде мемориального кладбища жертв политических репрессий «Макариха», памятном знаке мостостроителям на кладбище у железнодорожной станции Заовражье и поклонном кресте строителям моста на левом берегу Малой Северной Двины. Сносить памятники ни в коем случае нельзя! Они отражают наше прошлое. Но вот надписи на памятниках вполне можно и нужно скорректировать, что, кстати, не требует практически никаких затрат. Самое простое – вычерк-нуть последний ноль из цифры 25000. Получившаяся цифра тоже будет приблизительной, но на порядок ближе к исторической истине.
– Однако для этого требуется согласие местных властей...
– Разумеется. Поэтому прошу рассматривать данное интервью как прямое обращение к Собранию депутатов МО «Котлас» по поводу решения этого вопроса.