Земляки

на правах рекламы

Иваны, не помнящие родства?

24 декабря 2010 Автор: Александр ХРУСТАЛЕВ
зампредседателя
КИПОДК «Северное трехречье»
 (голосов: 0)
Иваны, не помнящие родства?Возвращение исторической правды – задача, которая рассматривается на государственном уровне. Наша история в настоящее время искажена, переписана, а некоторые документы до сих пор засекречены. Документы, касающиеся непосредственно нашего региона, находятся в архивах Великого Устюга, Вологды, Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Это создает определенные трудности в работе с ними. Город, в котором мы живем, имеет богатейшее историческое прошлое и настоящее. Мы должны и обязаны знать свое культурное наследие, которое уходит глубоко в века.

Занимая очень выгодное географическое расположение, наш район был всегда в эпицентре исторических событий. В борьбе за территорию между Московским и Новгородским княжествами, на границе которых и находился наш населенный пункт, жители участвовали в различных военных столкновениях, перемириях, о чем свидетельствуют летописные источники: «…В лето 6933-е (1425 г.). Воевали устюжана Двинускую землю, новогородцы же з двиняны ходили противо их и, не дошедши города, помирилися Вондокурье, дали двиняном за разорение 8000 белки да два сорока соболей и разъехалися восвояси мирно…» На первых картах Руссии, составленных по оригиналу царевича Федора Борисовича Гесселем Герритсом в 1611–1613 годах, у места слияния Вычегды и Северной Двины отмечен погост Стефана Архидиакона. На более поздних картах, датируемых 1634 годом, сделанных гравюрой на меди, голландские картографы отмечают населенный пункт Котлас. На карте 1690 года – вновь Котлас. Будучи мелким населенным пунктом, он вряд ли удостоился бы находиться на картах того времени. В те далекие времена Котлас уже был крупным поселением и объединял вокруг себя множество деревень.
Тот факт, что именно здесь Стефан Пермский установил первую православную часовню в честь Николая Чудотворца Мирликийского, которая в последующем переросла в деревянную церковь в честь Стефана Архидиакона с приделом во имя Николая Чудотворца, говорит о том, что Стефан Пермский не стал бы устанавливать часовню и проводить обряд крещения в малолюдном месте. Большинство жителей Котласа и близлежащих деревень приняло святое крещение. «…Из устных преданий должно полагать, что здесь начало церкви положено святым Стефаном епископом Пермским, просветителем святой верою сего места…» – так из века в век пишется в церковных ведомостях Котласской Стефановской церкви.
Просто удивляет позиция наших музейных работников, которые только что «проснулись», узнав о том, что будет создана комиссия по углубленному исследованию истории возникновения поселения Котлас и уточнению даты его основания. Они что, не знакомы с публикациями в газете «Вечерний Котлас» за 2008–2010 годы, где неоднократно поднималась эта тема? Из статьи Н. Николаевой «Историков о возрасте Котласа не спросили» так и сквозит обида, что инициатива пошла не с их стороны. Но надо ли входить в амбицию? А где вы были раньше? Почему не занимались этим вопросом, заведомо зная о более старшем возрасте нашего поселения? Ответов на эти вопросы в статье просто не просматривается. А о каком Пырасе идет речь, если его просто не существовало? Вообще-то существует более 50 переводов Жития Стефана Пермского, и если наш музей ими не располагает, это не означает, что на них нельзя ссылаться. Цель и задача комиссии, которая будет создана при главе МО «Котлас», состоит в том, чтобы продолжить работу по восстановлению исторической справедливости в отношении Котласа. А что касается историков и профессионалов, то заблуждается Н. И. Николаева, что с ними не проконсультировались. Сотрудничать с комиссией дали добро А. Н. Власов, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела фольклора Института русской литературы РАН Санкт-Петербурга, А. Г. Едовин, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры отечественной истории ПГУ, заведующий археологическим отделом областного краеведческого музея Архангельска.
И что значит «…пошла мода на состаривание городов и сел…»? Это не мода, а гордость за наш любимый город, в котором мы живем. А если мы его любим, то должны уважать его историческое прошлое. Странно, что все это задело за живое музейных работников, которые изначально и должны были заниматься этими вопросами. Исходя не с точки зрения верующего человека, а с точки зрения развития нашего региона, чем больше мы будем связывать Котлас со Стефаном Пермским, тем лучше будет региону. Это моя позиция, и она не всегда находит поддержку. У Котласской земли есть свой покровитель, свой святой, и отказываться от своего святителя не надо, ни один регион этого не делает. С исторической точки зрения мы только обогатим представление о нашем регионе, если его будут связывать с именем Стефана. По мнению историка, кандидата исторических наук С. А. Гладких (материал «Сколько лет Котласу, решит комиссия», ВК № 50), «Хрусталев не должен был заниматься этим вопросом, ведь на историческом факультете он не обучался». Но если этими вопросами никто заниматься не будет, то мы так и останемся жить под лозунгом «Котлас – ровесник Октября». Нет, мы не Иваны, не помнящие родства, и не без рода и племени, а город с богатейшим историческим наследием.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.