Автор: Дмитрий ГОРЫНЦЕВ
Благоустройство Котласа в первой половине минувшего двадцатого столетия являлось острой проблемой как для обывателей-котлашан, так и для отцов города. Различные исторические источники подтверждают, что в Котласе отсутствовала нормальная инфраструктура. По улицам ни пройти ни проехать, особенно после дождей и в период распутицы. Ничего не стоило утонуть в грязи в прямом смысле этой фразы. Субботники и воскресники по благоустройству с участием свободного городского населения и заключенных ГУЛАГа приносили лишь временный результат. Учитывая бесперспективность войны с природой, силы по благоустройству в основном направляли на украшение производственных и административных зданий к революционным праздникам.
В 1943 году прибывшие в Котлас представители обкома партии с трудом попали на инспектируемые предприятия, выпускавшие продукцию для фронта. Это побудило первого секретаря Котласского горкома ВКП(б) Якова Тимофеевича Кузнецова и председателя горисполкома Ивана Петровича Анисимова приступить к разработке комплекса мер по благоустройству города. Основными мероприятиями комплекса стали осушка городских улиц, строительство новых булыжных дорог и тротуаров, озеленение городской территории.
В отчетном докладе за 1944 год первый секретарь Котласского горкома партии Михаил Андреевич Огарков сообщал: «Выполняя решение бюро обкома ВКП(б) от 18 марта 1944 года, Котласский горкомхоз в лето 1944 года провел значительную работу по благоустройству города. В целях осушки города прокопано 3424 погонных метра канав. Построено новых тротуаров 9805 кв. метров, отремонтировано – 4716 кв. метров, настлано – 1500 кв. метров булыжной мостовой. Посажено 16365 (!) деревьев и кустов. Но проведенная работа очень незначительна по сравнению с теми задачами, которые крайне необходимо решить, чтобы привести город в благоустроенное состояние и создать необходимые условия для трудящихся города».
В январе 1945 года Яков Тимофеевич Кузнецов в письме на имя секретаря Архангельского обкома партии Георгия Петровича Огородникова и председателя облисполкома Александра Григорьевича Федорова о планах по благоустройству города писал: «Котлас в основном расположен на глинистой почве, не имеет естественных стоков, канализации и водопровода. Почти отсутствуют благоустроенные дороги. Из 36 км городских дорог замощено только 6 км, причем последние мостились только по проезжей части 1,3 метра шириной – остальная часть улицы оставалась незамощенной в силу заболоченности местности.
Замощенная часть также осела и находится ниже уровня поверхности грунта, в период весны и осени находится под водой. Отдельные населенные пункты города при предприятиях –
завод Лименда, Котласский, Лимендский и Болтинский лесокомбинаты, Мостозавод, мясокомбинат и нефтебаза – почти круглый год в силу отсутствия сколько-нибудь благоустроенных дорог остаются не связанными с городом.
Строительство тротуаров в большинстве своем проводилось за счет средств домовладельцев и из случайных материалов при отсутствии единого плана. В результате тротуары на большинстве улиц находятся в запущенном состоянии.
В плане на 1945 год горком партии и горисполком наметили провести следующие работы по благоустройству города:
1. Настлать новую булыжную мостовую по улицам Карла Маркса и Ленина – 3690 кв. метров.
2. Капитально отремонтировать булыжные мостовые по улицам Кирова и Красноармейской – 3000 кв. метров.
3. Построить дорогу Котлас – Болтинка протяжением 4,5 км, связующую город с населенными пунктами: базой «Заготзерно», мясокомбинатом, поселком Болтинка, Мостозаводом, лагерями и пересыльным пунктом ГУЛЖДС, деревнями Осокориха и Красное село – 20000 кв. метров.
4. Достроить дорогу Котлас – Лименда протяжением 6 км. Этим связать с городом завод Лименда, Котласский и Лимендский лесокомбинаты, нефтебазу, кирпичный завод и др.
Для выполнения этих работ потребуется булыжного камня 1350 куб. метров, песку – 2800 куб. метров, пиломатериалов –1500 куб. метров и круглого леса – 1000 куб. метров.
В целях осушки города намечено прокопать 1500 погонных метров канав, построить новых тротуаров 16000 и отремонтировать существующих
26000 погонных метров. Разбить и благоустроить два сквера, построить 8190 метров новых оград, посадить 15820 деревьев и кустов.
Выполнение намеченных мероприятий по благоустройству города даст возможность коренным образом улучшить дорожно-мостовое хозяйство города, связать дорогами важные населенные пункты, прилегающие к городу, улучшить их обслуживание и противопожарное состояние и создать необходимые условия для трудящихся города».
Намеченный объем работ горкомхоз, не имея материалов, транспорта и необходимой рабочей силы, оказался выполнить не в состоянии. В связи с этим горком партии и горисполком дополнительно обратились в обком партии с просьбой оказать содействие по привлечению к работам по благо-устройству города городские предприятия, имевшие в достаточном объеме требуемые материалы, оборудование и людей. При этом каждому предприятию обозначался фронт работ. Так, отделению Северо-Печорской железной дороги поручалось доставить в Котлас песок и щебень, а также своими силами выстроить булыжную мостовую по улице Карла Маркса. Котласскому управлению ГУЛЖДС предлагалось выложить пластиновую мостовую Котлас – Болтинка до Мостозавода, объединению «Котласречстрой» и заводу Лименда – построить дорогу Котлас – Лименда, а Котласскому управлению «Главснаблес» совместно с трестом «Котласлес» – вести строительство пластиновой мостовой по улицам Коммунальной и Красноармейской.
Победа в мае 1945 года вселила в котлашан надежду, что все худшее уже позади. Люди приступили к строительству мирного светлого завтра. Учитывая, что приоритетными являлись работы на основном производстве каждого упомянутого предприятия, осуществить с их помощью план по благоустройству города полностью не удалось. «Наверх» к октябрьским праздникам доложили лишь о завершении мощения булыжной мостовой по улице Карла Маркса и озеленении городских улиц деревьями и кустарниками.
В 1943 году прибывшие в Котлас представители обкома партии с трудом попали на инспектируемые предприятия, выпускавшие продукцию для фронта. Это побудило первого секретаря Котласского горкома ВКП(б) Якова Тимофеевича Кузнецова и председателя горисполкома Ивана Петровича Анисимова приступить к разработке комплекса мер по благоустройству города. Основными мероприятиями комплекса стали осушка городских улиц, строительство новых булыжных дорог и тротуаров, озеленение городской территории.
В отчетном докладе за 1944 год первый секретарь Котласского горкома партии Михаил Андреевич Огарков сообщал: «Выполняя решение бюро обкома ВКП(б) от 18 марта 1944 года, Котласский горкомхоз в лето 1944 года провел значительную работу по благоустройству города. В целях осушки города прокопано 3424 погонных метра канав. Построено новых тротуаров 9805 кв. метров, отремонтировано – 4716 кв. метров, настлано – 1500 кв. метров булыжной мостовой. Посажено 16365 (!) деревьев и кустов. Но проведенная работа очень незначительна по сравнению с теми задачами, которые крайне необходимо решить, чтобы привести город в благоустроенное состояние и создать необходимые условия для трудящихся города».
В январе 1945 года Яков Тимофеевич Кузнецов в письме на имя секретаря Архангельского обкома партии Георгия Петровича Огородникова и председателя облисполкома Александра Григорьевича Федорова о планах по благоустройству города писал: «Котлас в основном расположен на глинистой почве, не имеет естественных стоков, канализации и водопровода. Почти отсутствуют благоустроенные дороги. Из 36 км городских дорог замощено только 6 км, причем последние мостились только по проезжей части 1,3 метра шириной – остальная часть улицы оставалась незамощенной в силу заболоченности местности.
Замощенная часть также осела и находится ниже уровня поверхности грунта, в период весны и осени находится под водой. Отдельные населенные пункты города при предприятиях –
завод Лименда, Котласский, Лимендский и Болтинский лесокомбинаты, Мостозавод, мясокомбинат и нефтебаза – почти круглый год в силу отсутствия сколько-нибудь благоустроенных дорог остаются не связанными с городом.
Строительство тротуаров в большинстве своем проводилось за счет средств домовладельцев и из случайных материалов при отсутствии единого плана. В результате тротуары на большинстве улиц находятся в запущенном состоянии.
В плане на 1945 год горком партии и горисполком наметили провести следующие работы по благоустройству города:
1. Настлать новую булыжную мостовую по улицам Карла Маркса и Ленина – 3690 кв. метров.
2. Капитально отремонтировать булыжные мостовые по улицам Кирова и Красноармейской – 3000 кв. метров.
3. Построить дорогу Котлас – Болтинка протяжением 4,5 км, связующую город с населенными пунктами: базой «Заготзерно», мясокомбинатом, поселком Болтинка, Мостозаводом, лагерями и пересыльным пунктом ГУЛЖДС, деревнями Осокориха и Красное село – 20000 кв. метров.
4. Достроить дорогу Котлас – Лименда протяжением 6 км. Этим связать с городом завод Лименда, Котласский и Лимендский лесокомбинаты, нефтебазу, кирпичный завод и др.
Для выполнения этих работ потребуется булыжного камня 1350 куб. метров, песку – 2800 куб. метров, пиломатериалов –1500 куб. метров и круглого леса – 1000 куб. метров.
В целях осушки города намечено прокопать 1500 погонных метров канав, построить новых тротуаров 16000 и отремонтировать существующих
26000 погонных метров. Разбить и благоустроить два сквера, построить 8190 метров новых оград, посадить 15820 деревьев и кустов.
Выполнение намеченных мероприятий по благоустройству города даст возможность коренным образом улучшить дорожно-мостовое хозяйство города, связать дорогами важные населенные пункты, прилегающие к городу, улучшить их обслуживание и противопожарное состояние и создать необходимые условия для трудящихся города».
Намеченный объем работ горкомхоз, не имея материалов, транспорта и необходимой рабочей силы, оказался выполнить не в состоянии. В связи с этим горком партии и горисполком дополнительно обратились в обком партии с просьбой оказать содействие по привлечению к работам по благо-устройству города городские предприятия, имевшие в достаточном объеме требуемые материалы, оборудование и людей. При этом каждому предприятию обозначался фронт работ. Так, отделению Северо-Печорской железной дороги поручалось доставить в Котлас песок и щебень, а также своими силами выстроить булыжную мостовую по улице Карла Маркса. Котласскому управлению ГУЛЖДС предлагалось выложить пластиновую мостовую Котлас – Болтинка до Мостозавода, объединению «Котласречстрой» и заводу Лименда – построить дорогу Котлас – Лименда, а Котласскому управлению «Главснаблес» совместно с трестом «Котласлес» – вести строительство пластиновой мостовой по улицам Коммунальной и Красноармейской.
Победа в мае 1945 года вселила в котлашан надежду, что все худшее уже позади. Люди приступили к строительству мирного светлого завтра. Учитывая, что приоритетными являлись работы на основном производстве каждого упомянутого предприятия, осуществить с их помощью план по благоустройству города полностью не удалось. «Наверх» к октябрьским праздникам доложили лишь о завершении мощения булыжной мостовой по улице Карла Маркса и озеленении городских улиц деревьями и кустарниками.