Автор:
Николай ЗАВАДСКИЙ
В городе очередная трагедия. Погиб старшеклассник. Причиной, скорее всего, стало какое-то одурманивающее средство и безразличие окружающих. Но первое, о чем заговорила общественность, – тлетворное влияние телесериала «Школа».
Вокруг фильма «Школа», идущего по Первому телеканалу, страсти кипят давно. Собственно, так и должно быть, когда перед взором зрителей предстает произведение искусства, которое в силу реалистичности и эмоциональности никого не может оставить равнодушным. Беспокоит то, что чаще всего обвинения в недостоверности и способности фильма дурно повлиять на подрастающее поколение звучат от педагогов. Более того, с помощью СМИ это мнение стали навязывать общественности.
Телефонные диалоги с «поборниками нравственности» по поводу фильма в нашей редакции происходят почти ежедневно. При этом чаще всего предлагается озвучить мнение о лживости сериала: «В наших школах подобного не происходит!» К сожалению, газетная хроника свидетельствует об обратном. И случаи из жизни городских школ, описанные в «Вечернем Котласе», могли бы очень «украсить» сюжетную линию скандального сериала. Другие истории при желании можно почерпнуть из отчетных данных статистиков, медиков и правоохранителей, опубликованных в газетах: сколько в городе малолетних преступников, наркоманов, несовершеннолетних мам, девочек, оказывающих интимные услуги в притонах. И это все – об учащихся городских школ. А сколько случаев о неучительском поведении педагогов не доходят до суда и газетных публикаций из-за того, что родители, беспокоясь за судьбы детей, забирают обращения, завершая дела примирением сторон.
Рискую опять быть обвиненным в смаковании чернухи, но начал этот разговор именно из-за реакции воспитателей молодого поколения на сообщения о фактах. Всякий раз, когда в газетах появляется информация об очередном ЧП, педагоги, родители и государственные мужи начинают говорить о журналистах, тиражирующих «жареные факты», режиссерах, сгущающих краски, об очередной попытке опорочить «славное учительство и любимую школу». Говорят о чем угодно, только не о самом событии, не о мерах по недопущению его повторения.
Сегодня примером такой нездоровой реакции могут служить отзывы об авторах сериала «Школа». Что только не пишут о Валерии Гай Германике. Не удивлюсь, если прочту в Интернете, что на завтрак она поедает младенцев. В школах люди с педагогическим образованием ругают киношников, рассказавших правду о школе, доказывая ученикам, видящим подобную жизнь каждый день, что в происходящем на экране виноваты не те, с кем это происходит, а те, кто это показывает, те, кто говорит правду. А потом, если остается время, твердят о «героях нашего времени», честных, принципиальных и правдивых, разрушая в детском сознании связь между реальностью и тем, чему учат в школе. Люди, еще вчера востор-
женно внушавшие детям истину, что «владеющий информацией владеет миром», получив сведения о том, что все тайное, что происходит в школе, стало явью, демонстрируют своим ученикам полное неумение распорядиться знаниями, которые они преподают.
А ведь сериал предоставляет учителям и родителям прекрасный повод проявить свой педагогический талант, свое знание жизни. Подскажите детям, чем может обернуться в будущем то или иное событие, негативный поступок героя, вместе с ними постарайтесь угадать, как будут развиваться события. Продемонстрируйте на примере фильма принцип причинно-следственных связей и вечность известной истины: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». По сути, фильм «Школа» ничем не отличается от других произведений, которые разбирают на уроках.
Но вместо этого взрослые талдычат, что сериал вреден, что негативное поведение героев может стать примером для школьников (словно нет Интернета, где счет вредным советам идет на миллионы). Хотя сериал еще и прекрасный повод посмотреть на себя со стороны: а не так ли и я выгляжу?
Один знакомый поведал, как на родительском собрании классный руководитель восторженно рассказывал о походе, в который он сводил класс.
А потом сын рассказал родителям, что было на самом деле. Как пили пиво, курили, как разодрались в конце, как пытавшегося призвать к порядку педагога обругали нецензурными словами, как потом в фотошопе «стирали» пивные бутылки, чтобы фотки были приличными. Кстати, этот случай произошел задолго до сериала, еще раз показав, что шила в мешке не утаишь.
Но не подобные случаи становятся предметом разбора на педсоветах и родительских собраниях. Даже если педагога осудить за спаивание несовершеннолетних, коллеги вновь будут говорить о желании журналистов, киношников испортить всем праздничное настроение в Год учителя. Корпоративная этика, превратившаяся в круговую поруку, не позволяет педагогам озвучивать реальные оценки происходящему. Нарушившего закон учителя скорее уволят по-тихому, чтобы не нанести ущерб авторитету школы, не думая об учащихся, которых учил этот «педагог», о тлетворном влиянии атмосферы лжи и лицемерия, которая порой создается в школах.
Намеренно не говорю много о детях, так как ссылки некоторых педагогов на особенную «отвязанность» молодежи считаю несостоятельными. В отличие от учительства, из рядов которого перестроечная нищета выбила немало талантливых представителей профессии, дети не изменились. Снятые в разные годы кинофильмы «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника», «Чучело» – доказательства этому. А вот мир изменился. Если раньше о проблемах школы мы узнавали лишь в подобных фильмах, то теперь демократия и гласность позволяют ежедневно узнавать, что происходит в учебных заведениях. Практика замалчивания негатива, культивируемая в некоторых школах, не только горький пережиток прошлого, она вошла в противоречие с законодательством. Никто не имеет права скрывать от родителей условия, в которых воспитывается их ребенок.
И мы все имеем право спросить: как так получается, что в наших «благополучных» школах дети пьют, курят, нюхают отраву? Кто ответит за жизнь девятиклассника, отравившегося каким-то дурманом? Неужели об этом не знали одноклассники, учителя, родители? Почему этот случай не стал поводом для общегородского педсовета?
Впрочем, эти вопросы можно и не задавать, спокойно наблюдая, как все борются за хорошие показатели в Год учителя. И ведут новые жертвы к последней черте в тумане лицемерия и лжи.
В городе очередная трагедия. Погиб старшеклассник. Причиной, скорее всего, стало какое-то одурманивающее средство и безразличие окружающих. Но первое, о чем заговорила общественность, – тлетворное влияние телесериала «Школа».
Вокруг фильма «Школа», идущего по Первому телеканалу, страсти кипят давно. Собственно, так и должно быть, когда перед взором зрителей предстает произведение искусства, которое в силу реалистичности и эмоциональности никого не может оставить равнодушным. Беспокоит то, что чаще всего обвинения в недостоверности и способности фильма дурно повлиять на подрастающее поколение звучат от педагогов. Более того, с помощью СМИ это мнение стали навязывать общественности.
Телефонные диалоги с «поборниками нравственности» по поводу фильма в нашей редакции происходят почти ежедневно. При этом чаще всего предлагается озвучить мнение о лживости сериала: «В наших школах подобного не происходит!» К сожалению, газетная хроника свидетельствует об обратном. И случаи из жизни городских школ, описанные в «Вечернем Котласе», могли бы очень «украсить» сюжетную линию скандального сериала. Другие истории при желании можно почерпнуть из отчетных данных статистиков, медиков и правоохранителей, опубликованных в газетах: сколько в городе малолетних преступников, наркоманов, несовершеннолетних мам, девочек, оказывающих интимные услуги в притонах. И это все – об учащихся городских школ. А сколько случаев о неучительском поведении педагогов не доходят до суда и газетных публикаций из-за того, что родители, беспокоясь за судьбы детей, забирают обращения, завершая дела примирением сторон.
Рискую опять быть обвиненным в смаковании чернухи, но начал этот разговор именно из-за реакции воспитателей молодого поколения на сообщения о фактах. Всякий раз, когда в газетах появляется информация об очередном ЧП, педагоги, родители и государственные мужи начинают говорить о журналистах, тиражирующих «жареные факты», режиссерах, сгущающих краски, об очередной попытке опорочить «славное учительство и любимую школу». Говорят о чем угодно, только не о самом событии, не о мерах по недопущению его повторения.
Сегодня примером такой нездоровой реакции могут служить отзывы об авторах сериала «Школа». Что только не пишут о Валерии Гай Германике. Не удивлюсь, если прочту в Интернете, что на завтрак она поедает младенцев. В школах люди с педагогическим образованием ругают киношников, рассказавших правду о школе, доказывая ученикам, видящим подобную жизнь каждый день, что в происходящем на экране виноваты не те, с кем это происходит, а те, кто это показывает, те, кто говорит правду. А потом, если остается время, твердят о «героях нашего времени», честных, принципиальных и правдивых, разрушая в детском сознании связь между реальностью и тем, чему учат в школе. Люди, еще вчера востор-
женно внушавшие детям истину, что «владеющий информацией владеет миром», получив сведения о том, что все тайное, что происходит в школе, стало явью, демонстрируют своим ученикам полное неумение распорядиться знаниями, которые они преподают.
А ведь сериал предоставляет учителям и родителям прекрасный повод проявить свой педагогический талант, свое знание жизни. Подскажите детям, чем может обернуться в будущем то или иное событие, негативный поступок героя, вместе с ними постарайтесь угадать, как будут развиваться события. Продемонстрируйте на примере фильма принцип причинно-следственных связей и вечность известной истины: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». По сути, фильм «Школа» ничем не отличается от других произведений, которые разбирают на уроках.
Но вместо этого взрослые талдычат, что сериал вреден, что негативное поведение героев может стать примером для школьников (словно нет Интернета, где счет вредным советам идет на миллионы). Хотя сериал еще и прекрасный повод посмотреть на себя со стороны: а не так ли и я выгляжу?
Один знакомый поведал, как на родительском собрании классный руководитель восторженно рассказывал о походе, в который он сводил класс.
А потом сын рассказал родителям, что было на самом деле. Как пили пиво, курили, как разодрались в конце, как пытавшегося призвать к порядку педагога обругали нецензурными словами, как потом в фотошопе «стирали» пивные бутылки, чтобы фотки были приличными. Кстати, этот случай произошел задолго до сериала, еще раз показав, что шила в мешке не утаишь.
Но не подобные случаи становятся предметом разбора на педсоветах и родительских собраниях. Даже если педагога осудить за спаивание несовершеннолетних, коллеги вновь будут говорить о желании журналистов, киношников испортить всем праздничное настроение в Год учителя. Корпоративная этика, превратившаяся в круговую поруку, не позволяет педагогам озвучивать реальные оценки происходящему. Нарушившего закон учителя скорее уволят по-тихому, чтобы не нанести ущерб авторитету школы, не думая об учащихся, которых учил этот «педагог», о тлетворном влиянии атмосферы лжи и лицемерия, которая порой создается в школах.
Намеренно не говорю много о детях, так как ссылки некоторых педагогов на особенную «отвязанность» молодежи считаю несостоятельными. В отличие от учительства, из рядов которого перестроечная нищета выбила немало талантливых представителей профессии, дети не изменились. Снятые в разные годы кинофильмы «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника», «Чучело» – доказательства этому. А вот мир изменился. Если раньше о проблемах школы мы узнавали лишь в подобных фильмах, то теперь демократия и гласность позволяют ежедневно узнавать, что происходит в учебных заведениях. Практика замалчивания негатива, культивируемая в некоторых школах, не только горький пережиток прошлого, она вошла в противоречие с законодательством. Никто не имеет права скрывать от родителей условия, в которых воспитывается их ребенок.
И мы все имеем право спросить: как так получается, что в наших «благополучных» школах дети пьют, курят, нюхают отраву? Кто ответит за жизнь девятиклассника, отравившегося каким-то дурманом? Неужели об этом не знали одноклассники, учителя, родители? Почему этот случай не стал поводом для общегородского педсовета?
Впрочем, эти вопросы можно и не задавать, спокойно наблюдая, как все борются за хорошие показатели в Год учителя. И ведут новые жертвы к последней черте в тумане лицемерия и лжи.