Автор: Галина ФЕДОРОВА
помощник начальника Котласского ЛОВДТ по работе с ветеранами
помощник начальника Котласского ЛОВДТ по работе с ветеранами

Когда началась война, Федоту Михайловичу Якубе (на фото – справа) было 27 лет. 23 июня 1941 года по всеобщей демобилизации Котласским РВК он был призван в Красную армию. Попал он в 18-й отдельный восстановительный батальон 15-й железнодорожной бригады, которая обеспечивала надежный путь эшелонам, доставлявшим на фронт технику, боеприпасы и солдат. Работу воинов-железнодорожников постоянно прерывали вражеские бомбардировки. И не было им пощады от пулеметчика Федота, который вместе с товарищами метко косил самолеты фашистов. Без воды, в раскаленном бронепоезде их бригада защищала подступы к столице. Вот почему так дорога ему медаль «За оборону Москвы». Не менее трудной была защита Новгорода и Калинина. Через всю страну пролегли фронтовые пути-дороги Федота Якубы. Война для него закончилась на Украине в декабре 1946 года. Он награжден орденом ВОВ и другими медалями. А в 1947 году Федот Якуба устроился на службу в Котласскую железнодорожную милицию, стал охранять жизнь пассажиров в поездах и на станциях. Он отслужил в Котласском ЛОВДТ 36 лет.
Сорок с лишним лет за баранкой автомобиля провел Николай Константинович Копосов (на фото – слева). 15 сентября 1941 года девятнадцатилетним юношей он был зачислен курсантом военного училища в Коряжме. Вышел он оттуда механиком-водителем аэросаней, которые зимой активно использовали для огневой поддержки и подвоза продуктов и боеприпасов на передовую. Многие из батальона, где служил солдат, погибли в боях за Калугу, Зельск, Мосальск. Также Николай Копосов воевал и на Карельском фронте. По его словам, финны, союзники Германии, были отличными воинами. Недостаток техники они компенсировали знаниями болотистой и озерной местности Карелии. На Карельском фронте Николай Копосов был дважды ранен. Когда Финляндия, понимая обреченность союза с фашистами, вышла из войны, 32-ю армию, где служил Николай, перебросили в Киров. А вечером 9 мая артиллерийский полк давал салют в честь Победы. Демобилизовался сержант только в 1946 году. В Котласском ЛОВДТ он отработал водителем более 30 лет. Орден ВОВ и множество других медалей украшают его грудь на фотографии.
В центре фотографии – Иван Зосимович Баженин, участник войны с Японией. За смелость и отвагу, проявленную при взятии укрепления, молодому солдату была объявлена благодарность от самого Верховного главнокомандующего. Его военная служба длилась до 1951 года. А затем Иван поступил на охранную службу в ЛОВДТ. Как говорили о нем коллеги, «у Баженина даже мышь не прошмыгнет незамеченной».
Олег Иванович Дьячков (на фото – стоит) в 1938 году получил специальность моториста. В 1940 году его призвали в армию на Северный военно-морской флот, где его и застала война. Молодой краснофлотец был назначен на должность заряжающего орудия. На флоте Олег Дьячков прослужил до 1943 года в отдельном судостроительном батальоне, который выполнял секретные задания, вел непрерывные бои с кораблями и самолетами противника. В апреле 1945 года его новым местом службы стал Владивосток, там же Олег встретил День Победы. Но для него и его товарищей война не закончилась. Их новый корабль входил в состав бригады траления, принимал участие в разминировании японских минных полей у берегов Южного Сахалина. Подолгу без захода на базу корабль бороздил воды морей, и каждую минуту моряков подстерегала опасность. Олегу Дьячкову было присвоено звание старшины второй статьи, он был назначен командиром отделения мотористов. Демобилизовался Дьячков, награжденный девятью правительственными наградами, в 1948 году. А затем снова стал служить, только в милиции.
Вот такая редкая фотография, сделанная в 70-х годах прошлого века, хранится в создаваемом музее Котласского ЛОВДТ.