Автор: Светлана АНТРОПОВА, Владимир ТИТОВ
На прошлой неделе сцена потеряла многое, а наш театр осиротел. После тяжелой продолжительной болезни на 64-м году жизни скончался талантливый актер Котласского драматического театра Владимир Владимирович Поляков.
Его жизнь была яркой и удивительной, одновременно большой, вместившей десятки судеб сыгранных героев, и в то же время короткой, как вспышка падающей звезды. И каждый эпизод из нее достоин и яркого рассказа, и глубокого исследования, потому что рождение и жизнь таланта – всегда великая тайна.
Володя Поляков родился в семье военнослужащего 10 января 1947 года в Китае, в городе Дальний. Еще обучаясь в средней школе Великих Лук, он занимался в театральной студии. А после службы в рядах Советской армии окончательно выбрал свою профессию. Приехав в 1969 году в Котлас, Владимир Поляков был принят в труппу Котласского драматического театра.
Когда его друг и коллега Николай Елсаков пришел работать в Котласский театр, Владимир уже вовсю играл в различных постановках.
– Мы сразу подружились и с ним, и со Светой (Светлана Соколова – супруга Владимира Полякова – авт.), – рассказывает Николай Елсаков. – Он уже тогда был замечательным, маститым актером. Выглядел в то время Володя очень молодо. Как-то он рассказывал, что его на гастролях не пустили в ресторан. Сказали, что мальчику туда нельзя! Я учился у него актерскому ремеслу. Мне кажется, что он и не менялся с тех пор – каким был, таким и оставался.
Владимир Владимирович сыграл 142 роли в различных спектаклях. Но особенно близка и понятна ему, сыну военного корреспондента, была тема солдатской службы. О спектаклях, в которых играл Поляков, много говорили и спорили, о них писала пресса. Он не оставлял никого равнодушным, поскольку в каждой роли был достоверен и убедителен.
Своим успехом Владимир Поляков обязан большому трудолюбию и страстной любви к сцене. Он непрерывно работал над собой и много читал. Понимая, что мало просто выполнять все установки режиссера, сам активно предлагал что-то новое, импровизировал. Очень бережно Владимир Владимирович относился к своим партнерам по сцене. А еще был человеком с прекрасным чувством юмора.
– Он был очень дружелюбным, – говорит актриса Котласского театра Ольга Белых, которая неоднократно играла в спектаклях с Владимиром Поляковым. – Все время шутил, был этаким весельчаком закулисным. Когда он уходил со сцены, а следующий выход был мой, всегда приговаривал: «Давайте, Оля, вперед! Я тональность уже задал нормальную!»
Ольга знала Владимира Владимировича еще со своего детства.
– Мы жили в одном доме по улице Невского, – говорит она. – И я, глядя на него, часто с восхищением думала: «Вот идет артист». И даже не догадывалась, что мне придется встретиться с ним на сцене. Очень тяжело, когда из жизни уходят такие люди.
Запоминающиеся образы Владимир Владимирович создавал не только на сцене. Он был художником и в жизни, прекрасно знал и любил народное творчество, прикладное искусство. Его удивительные поделки, в которые он вкладывал всю свою любовь к суровой, но прекрасной северной природе, неизменно вызывали интерес на городских выставках.
– Я занимался резьбой по дереву, он тоже одно время резал, – рассказывает Николай Елсаков. – Потом Володя камни собирал, делал скульптурки разные, поделки. У меня токарный станок по дереву был. Так он и на нем точил свои изделия. Его вообще увлекала природа. Когда Володя ходил в лес за грибами (а это он очень любил), всегда брал с собой маленькую пилочку, искал интересные сучки, веточки, корешки. А поделки потом попросту раздавал, дарил.
С Владимиром Поляковым коллегам было комфортно работать не только в Котласе, но и на гастролях в других городах. Он всегда мог поддержать и найти нужные слова.
– На сельских гастролях были очень сложные условия, и Володя обычно на них много шутил, чтобы облегчить нашу жизнь, – говорит Николай Елсаков. – Хотя в последнее время он болел, его смерть стала неожиданностью для всех нас.
Владимир Владимирович Поляков был прекрасным человеком и подлинно народным артистом. Он был отмечен правительственными наградами: медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», почетным знаком «За отличную работу», грамотами, дипломами и благодарностями Министерства культуры и общественных организаций. В 1988 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Владимиру Полякову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1995 году комитет по культуре и искусству администрации Архангельской области за достижения в театральном искусстве присудил Владимиру Полякову премию имени С. Н. Плотникова. В 2007 году администрация МО «Котлас» присудила ему премию «За преданность искусству». Горячим признанием публики отмечены созданные им образы старшины Кузовкова в спектакле «Соловьиная ночь» по пьесе В. Ежова, старшины Васькова в спектакле «А зори здесь тихие» по пьесе Б. Васильева, Создателя – в «Божественной комедии» И. Штока, Диогена – в «Диогене» В. Константинова и Б. Рацера, Степана Харчевникова – в «Последнем сроке» В. Распутина, Абдуллы – в «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова.
Сейчас по поводу смерти актера скорбят не только родные, но и друзья, поклонники и знакомые. Тяжело терять лучших из лучших...
Его жизнь была яркой и удивительной, одновременно большой, вместившей десятки судеб сыгранных героев, и в то же время короткой, как вспышка падающей звезды. И каждый эпизод из нее достоин и яркого рассказа, и глубокого исследования, потому что рождение и жизнь таланта – всегда великая тайна.
Володя Поляков родился в семье военнослужащего 10 января 1947 года в Китае, в городе Дальний. Еще обучаясь в средней школе Великих Лук, он занимался в театральной студии. А после службы в рядах Советской армии окончательно выбрал свою профессию. Приехав в 1969 году в Котлас, Владимир Поляков был принят в труппу Котласского драматического театра.
Когда его друг и коллега Николай Елсаков пришел работать в Котласский театр, Владимир уже вовсю играл в различных постановках.
– Мы сразу подружились и с ним, и со Светой (Светлана Соколова – супруга Владимира Полякова – авт.), – рассказывает Николай Елсаков. – Он уже тогда был замечательным, маститым актером. Выглядел в то время Володя очень молодо. Как-то он рассказывал, что его на гастролях не пустили в ресторан. Сказали, что мальчику туда нельзя! Я учился у него актерскому ремеслу. Мне кажется, что он и не менялся с тех пор – каким был, таким и оставался.
Владимир Владимирович сыграл 142 роли в различных спектаклях. Но особенно близка и понятна ему, сыну военного корреспондента, была тема солдатской службы. О спектаклях, в которых играл Поляков, много говорили и спорили, о них писала пресса. Он не оставлял никого равнодушным, поскольку в каждой роли был достоверен и убедителен.
Своим успехом Владимир Поляков обязан большому трудолюбию и страстной любви к сцене. Он непрерывно работал над собой и много читал. Понимая, что мало просто выполнять все установки режиссера, сам активно предлагал что-то новое, импровизировал. Очень бережно Владимир Владимирович относился к своим партнерам по сцене. А еще был человеком с прекрасным чувством юмора.
– Он был очень дружелюбным, – говорит актриса Котласского театра Ольга Белых, которая неоднократно играла в спектаклях с Владимиром Поляковым. – Все время шутил, был этаким весельчаком закулисным. Когда он уходил со сцены, а следующий выход был мой, всегда приговаривал: «Давайте, Оля, вперед! Я тональность уже задал нормальную!»
Ольга знала Владимира Владимировича еще со своего детства.
– Мы жили в одном доме по улице Невского, – говорит она. – И я, глядя на него, часто с восхищением думала: «Вот идет артист». И даже не догадывалась, что мне придется встретиться с ним на сцене. Очень тяжело, когда из жизни уходят такие люди.
Запоминающиеся образы Владимир Владимирович создавал не только на сцене. Он был художником и в жизни, прекрасно знал и любил народное творчество, прикладное искусство. Его удивительные поделки, в которые он вкладывал всю свою любовь к суровой, но прекрасной северной природе, неизменно вызывали интерес на городских выставках.
– Я занимался резьбой по дереву, он тоже одно время резал, – рассказывает Николай Елсаков. – Потом Володя камни собирал, делал скульптурки разные, поделки. У меня токарный станок по дереву был. Так он и на нем точил свои изделия. Его вообще увлекала природа. Когда Володя ходил в лес за грибами (а это он очень любил), всегда брал с собой маленькую пилочку, искал интересные сучки, веточки, корешки. А поделки потом попросту раздавал, дарил.
С Владимиром Поляковым коллегам было комфортно работать не только в Котласе, но и на гастролях в других городах. Он всегда мог поддержать и найти нужные слова.
– На сельских гастролях были очень сложные условия, и Володя обычно на них много шутил, чтобы облегчить нашу жизнь, – говорит Николай Елсаков. – Хотя в последнее время он болел, его смерть стала неожиданностью для всех нас.
Владимир Владимирович Поляков был прекрасным человеком и подлинно народным артистом. Он был отмечен правительственными наградами: медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», почетным знаком «За отличную работу», грамотами, дипломами и благодарностями Министерства культуры и общественных организаций. В 1988 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Владимиру Полякову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1995 году комитет по культуре и искусству администрации Архангельской области за достижения в театральном искусстве присудил Владимиру Полякову премию имени С. Н. Плотникова. В 2007 году администрация МО «Котлас» присудила ему премию «За преданность искусству». Горячим признанием публики отмечены созданные им образы старшины Кузовкова в спектакле «Соловьиная ночь» по пьесе В. Ежова, старшины Васькова в спектакле «А зори здесь тихие» по пьесе Б. Васильева, Создателя – в «Божественной комедии» И. Штока, Диогена – в «Диогене» В. Константинова и Б. Рацера, Степана Харчевникова – в «Последнем сроке» В. Распутина, Абдуллы – в «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова.
Сейчас по поводу смерти актера скорбят не только родные, но и друзья, поклонники и знакомые. Тяжело терять лучших из лучших...