Автор: Изосим БЫКОВ
ветеран труда, почетный железнодорожник
ветеран труда, почетный железнодорожник
Я родился в июле 1925 года. Воевать не пришлось, как и большинству моих сверстников. Когда началась Великая Отечественная война, меня вернули прямо с призывного участка. В годы войны я, как и многие другие, обеспечивал бесперебойную работу объектов тыла, железнодорожного транспорта. Мои военные будни были, разумеется, далеко не такими, как в мирное время. И хотя пули над головой не свистели, за каждый трудовой шаг приходилось отвечать сполна.
На работу в восьмой вагонный участок Горьковской железной дороги я поступил 10 марта 1942 года чернорабочим. Начало производственной деятельности складывалось у меня не совсем хорошо. Поскольку я страдал малокровием и куриной слепотой, то ночами работать не мог. Тем не менее меня назначили в ночную смену. Но я не смог и во вторую смену просто не вышел. Время было суровое. Назначили штраф в размере 25 процентов среднего заработка в течение шести месяцев. Но работать меня стали назначать только днями.
Кузнец Степан Николаевич Вахрушев взял меня к себе в молотобойцы. Отработал я с ним девять месяцев. Сдал экзамен на кузнеца и трудился в этой должности три года. В то время наш ремонтный участок находился на территории Котласского паровозного депо. В ведении участка – кузница с одним горном, худенький токарный станок в механическом цехе и станок для шлифовки шеек колесных пар. Подсобные цеха, если можно было их так назвать, располагались в трех маленьких грузовых вагонах. Так работали до переезда в новое депо. В нем ремонтировали грузовые вагоны.
С поступлением на дорогу пассажирских четырехосных вагонов стали осваивать новое дело. План увеличивали, а техники для ремонта не было. Все приходилось делать вручную: вагоны поднимали винтовыми домкратами, телеги устанавливали на деревянные тумбы и ремонтировали вручную, действуя лишь реечным домкратом. Нашлись умельцы, которые изготовили кран-балку. Это облегчило труд при ремонте тележек. Вскоре получили и электрические домкраты.
Площадей не хватало, и в депо провели реконструкцию. С получением цельнометаллических пассажирских вагонов депо претерпело вторую реконструкцию по удлинению сборочного цеха.
На ремонте вагонов работало шесть бригад. Слесарей возглавили А. Булыга и Б. Мигалкин, маляров – Т. Козлова и Л. Завадская, столяров – М. Бузанаков, А. Пьянков, И. Сватковский и С. Вершинин.
Новый подвижной состав требовал грамотных кадров. Закончив институт, Н. Баронов и А. Крамеров стали руководителями вагонной службы, а Г. Лаврентьев, Б. Логачев, С. Кирилов и другие – руководителями цехов и ведущими инженерно-техническими работниками. Многие рабочие заочно получили среднетехническое образование.
Как сложилась моя трудовая жизнь дальше? Из кузнецов меня назначили бригадиром, мастером, затем заместителем начальника депо. Трудился я приемщиком вагонов, в том числе и старшим. Был мастером колесного и сборочного цехов, старшим мастером и снова заместителем. С должности зама и ушел на пенсию в 1989 году. Общий трудовой стаж перевалил за пятьдесят один год. Стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени, почетным железнодорожником. В 1970 году я получил ленинскую юбилейную медаль.
Мне очень дорога моя медаль за трудовое отличие в годы войны. Тяжелым трудом ковалась общая победа. Медаль за бой и труд из одного металла льют!
На работу в восьмой вагонный участок Горьковской железной дороги я поступил 10 марта 1942 года чернорабочим. Начало производственной деятельности складывалось у меня не совсем хорошо. Поскольку я страдал малокровием и куриной слепотой, то ночами работать не мог. Тем не менее меня назначили в ночную смену. Но я не смог и во вторую смену просто не вышел. Время было суровое. Назначили штраф в размере 25 процентов среднего заработка в течение шести месяцев. Но работать меня стали назначать только днями.
Кузнец Степан Николаевич Вахрушев взял меня к себе в молотобойцы. Отработал я с ним девять месяцев. Сдал экзамен на кузнеца и трудился в этой должности три года. В то время наш ремонтный участок находился на территории Котласского паровозного депо. В ведении участка – кузница с одним горном, худенький токарный станок в механическом цехе и станок для шлифовки шеек колесных пар. Подсобные цеха, если можно было их так назвать, располагались в трех маленьких грузовых вагонах. Так работали до переезда в новое депо. В нем ремонтировали грузовые вагоны.
С поступлением на дорогу пассажирских четырехосных вагонов стали осваивать новое дело. План увеличивали, а техники для ремонта не было. Все приходилось делать вручную: вагоны поднимали винтовыми домкратами, телеги устанавливали на деревянные тумбы и ремонтировали вручную, действуя лишь реечным домкратом. Нашлись умельцы, которые изготовили кран-балку. Это облегчило труд при ремонте тележек. Вскоре получили и электрические домкраты.
Площадей не хватало, и в депо провели реконструкцию. С получением цельнометаллических пассажирских вагонов депо претерпело вторую реконструкцию по удлинению сборочного цеха.
На ремонте вагонов работало шесть бригад. Слесарей возглавили А. Булыга и Б. Мигалкин, маляров – Т. Козлова и Л. Завадская, столяров – М. Бузанаков, А. Пьянков, И. Сватковский и С. Вершинин.
Новый подвижной состав требовал грамотных кадров. Закончив институт, Н. Баронов и А. Крамеров стали руководителями вагонной службы, а Г. Лаврентьев, Б. Логачев, С. Кирилов и другие – руководителями цехов и ведущими инженерно-техническими работниками. Многие рабочие заочно получили среднетехническое образование.
Как сложилась моя трудовая жизнь дальше? Из кузнецов меня назначили бригадиром, мастером, затем заместителем начальника депо. Трудился я приемщиком вагонов, в том числе и старшим. Был мастером колесного и сборочного цехов, старшим мастером и снова заместителем. С должности зама и ушел на пенсию в 1989 году. Общий трудовой стаж перевалил за пятьдесят один год. Стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени, почетным железнодорожником. В 1970 году я получил ленинскую юбилейную медаль.
Мне очень дорога моя медаль за трудовое отличие в годы войны. Тяжелым трудом ковалась общая победа. Медаль за бой и труд из одного металла льют!
В первое воскресенье августа железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник. Впервые День железнодорожника был установлен приказом по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года. Отмечался он ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать работников стальных магистралей возродилась в России лишь в 1936 году. Связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок, и 56 передовиков и руководителей производств получили ордена. День железнодорожника стал первым профессиональным праздником, широко отмечавшимся в стране.