на правах рекламы

Сколько лет Котласу?

14 апреля 2008 Автор:
 (голосов: 0)
Александр ХРУСТАЛЕВ
зам. председателя КИПОДК
«Северное трехречье»

Листая исторические документы о Северной земле, невольно задаешь себе вопрос: как жили наши предки? Хочется погрузиться в прошлое на много веков назад и докопаться до истины. Документов о нашем крае сохранилось крайне мало. Но даже из такого небольшого количества информации можно сделать определенные выводы.

В книге «Слово о житии и учении Святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа», написанной Епифанием Премудрым сразу после смерти Стефана (приблизительно 1396–1397 год), Пырас как населенный пункт нигде не упоминается, а только лишь описаны координаты, с точностью указывающие то место, откуда начал свою миссионерскую деятельность Стефан Пермский: «...ниже града Устюга за четыредесять поприщь» (40 поприщь = 30000 саженей = 55,9 км, что соответствует современному расположению города Котласа.) В том месте стояло первое на его пути зырянское селение. «...И нача, – говорит жизнеописатель Епифаний Премудрый о Стефане, – яко овча посредь волков, посредь рода строптива и развращенно ходити и проповедати Христа, истиннаго Бога, и учити христианской вере...»
Впервые топоним Пырас появляется в Вычегодско-Вымской летописи, ведение которой началось спустя 200 лет, в конце XVI столетия.
«...Лета 6887 (1379 г.) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере...» Летопись начал вести основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти она была продолжена священником Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила свое второе название – Мисаило-Евтихиевская. А первое название – Вычегодско-Вымская – связано с древним наименованием Коми края – Вычегодская и Вымская земля. Изложение событий доведено летописцами до 1619 года: в этом году вологодский архиепископ Макарий запретил вести летописи «малым попам», то есть священнослужителям низких рангов. Летописание стало привилегией только Вологды как центра епархии.
Авторам, чтобы описать события, происходившие задолго до их жизни, нужно было пользоваться какими-то документами. Некоторые из них создатели летописи назвали сами: это «жития» пермских епископов Стефана и других, различные великокняжес-кие и царские грамоты. Далее многие историки в своих научных трудах интерпретируют Житие Стефана Пермского с указанием Пыраса как места, откуда осенью 1379 года Стефан начал проповедовать зырянам о ложности их богов. В те времена главными божествами зырян были Войпель («Ночное ухо» – повелитель холода и непогоды) и Йомала. Также поклонялись они солнцу, огню, воде, деревьям и животным. Знали они и Великого Духа, называемого Ен. Особым почетом в среде зырян пользовались туны – волхвы. На счастье Стефана местные жители при всей своей дикой грубости отличались простотой и боязнью пред великим князем Московским и его охранной грамотой. У коми осталось предание, что эту грамоту миссионер носил на груди в кошелке, сделанной из двух металлических пластинок. Зыряне радушно принимали доброго инока и внимали его наставлениям, пока об этом не узнали волхвы. Они стали чинить препятствия, но Стефан успел просветить многих в селении. Немало времени потребовалось ему, чтобы научить местное население христианской вере. И в благодарность Богу за первый успех проповеди построил он деревянную часовню во имя святого Николая Чудотворца. Очевидно, что место это не было малолюдным.
С Пыраса святой Стефан и его спутники по правому, высокому, берегу Вычегды отправились вглубь Пермской земли. Более 200 верст от Пыраса шел Стефан и на всем этом пути проповедовал, крестил людей, ставил в деревнях часовни и кресты, основывал монастыри. На протяжении 17 лет,
с 1379 по 1396 годы, Стефан Пермский шесть раз останавливался на Котласской земле.
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход». Известно, что в древности Вычегда называлась Эжва, на языке коми это значит «желтая вода». Возможно, слово «Пырас» является собирательным понятием и означает название местности около впадения Вычегды в Северную Двину. Да и вообще названия всех крупных рек Северо-Востока и прилегающих районов Сибири – индоевропейские: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь. Причем многие финно-угорские народы (коми-зыряне и коми-пермяне) усвоили именно эти названия (например, Двина у карелов «Viena» – с отброшенным «Д», Мезень у коми – «Мозын», Печора – «Петшера», Обь – «Об»). Это говорит о том, что и на Севере жили какие-то индоевропейские племена, язык которых был понятен новгородским путешественникам. Данное предположение следует рассматривать скорее как информацию к размышлению или как часть гипотезы. Действительно, от наносов вода в реке всегда мутная, похожая по цвету на чай с молоком. Вычегда со своим песчаным дном и бурными водами в течение многих веков меняла русло, образуя отмели и песчаные пляжи. Как раз во времена Стефана Пермского она впадала в Двину в районе правого, высокого, берега, вблизи современного речного вокзала.
На карте Руссии, составленной по оригиналу царевича Федора Борисовича Гесселем Герритсом в 1611–1613 годах, у места слияния Вычегды и Северной Двины отмечен погост Стефана Архидиакона. На более поздних картах, датируемых 1634 годом, сделанных гравюрой на меди, отмечен населенный пункт Котлас с буквой «т». На карте 1660 года отмечен погост Стефана Архидиакона, а на карте 1692 года – вновь Котлас. В писцовых книгах Устюжского уезда за 1623–1626 годы (л. 356 об.) имеется запись: «...Логинко Кипреянов Низовецъ (Вондокурский стан, дер. Котлас…)
В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга «Исторический рассказ, или Описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фан Кленка, чрезвычайного посла Высокомощных Господ Генеральных Штатов и его высочества господина принца Оранского к Его Величеству царю Московии» с обстоятельным описанием означенного государства, его обитателей, нравов, обычаев, законов, богослужебных обрядов и многих замечательных происшествий, встретившихся на пути в 1675 году. Автор книги Бальтазар Койэтт – богатый нидерландский купец из дворян – красочно описал путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. На составленной им карте отмечены Николо-Комарицкий погост, Туровец, погост Стефана Архидиакона, село Вондокурское, село Вотложемское-Пречистенское. «...Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, т. е. 7 миль от Устюга (что соответствует современному расстоянию до Котласа – авт.). Вечером пришли мы к селу Стефана Архидиакона – Вондокурскому, где дождались трех или четырех наших лодок, которые отстали». Далее описывается, что «...12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришел утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей...» Из этого можно сделать вывод, что Пырас – понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого, согласно древним картам, и была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона.
В январе 2008 года на страницах интернет-газеты «Православие на Северной земле» появилась статья «Архангельские ученые подтвердили подлинность Жития святителя Стефана Великопермского», в которой рассказывается, что летом 2007 года в бассейне реки Старая Вычегда архангельские археологи обнаружили остатки керамики XIV–XV веков, относящиеся к Пермской археологической культуре. Доктор исторических наук, профессор Сыктывкарского госуниверситета В. А. Семенов сообщил, что вблизи места раскопок расположена станция Пырас (это и дало ученым основание предположить, что поселение, в котором в прошлом проживали предки нынешних коми, в XIV–XV веках находилось рядом со станцией), и назвал эти исследования открытием века. Во-первых, в статье очень много грубых исторических неточностей: станции Пырас как таковой просто не существует, а если речь идет о станции Пырский, чему соответствуют координаты раскопок, то Пырская слобода упоминается в исторических документах с начала XVI века как крупный населенный пункт и уж тем более не имеет никакого отношения к выше-описанному Пырасу. Во-вторых, Пырская слобода вовсе не расположена на берегу Вычегды и находится на приличном расстоянии от Котласа, что не соответствует описанию Жития Стефана Пермского и книги Бальтазара Койэтта. В-третьих, по историческим документам видно, что к концу XVII столетия нынешняя территория Котласского района была густонаселенной. Многие древние населенные пункты, а также реки и озера имеют названия «пермского» типа, связанные с пермянами вычегодскими, с древним коми языком: деревни Пермяцкая, Куимиха, Кушево, села Пермас, Пермогорье, Пырское, реки Перемка, Пермас, Пермовка, Вотча, Корва и т. д.
Наш город должен гордиться тем, что его история уходит глубоко в века и непосредственно связана с именем Стефана Пермского. Почитание церковью святого Стефана как местночтимого святого началось практически сразу после его кончины. Позже, в 1472 году, Пахомий Серб составил службу святому Стефану. А в 1547 году состоялось причисление святого Стефана к лику общероссийских святых. Тем не менее в нашем городе нет ни одного рекламного щита ни о пребывании Стефана на нашей земле, ни о древнем городе Сольвычегодске, который, кстати, находится на территории Котласского района, ни о богатейших людях Руси – Строгановых, нет достойной информации и о Николо-Коряжемском монастыре. Большое количество туристов, проезжающих через Котлас, не могут получить полноценную информацию об историческом прошлом нашего города и района. Обидно, что мы так небрежно относимся к своей истории, а могли бы в 2009 году отмечать 630-летие основания Котласа.

Каждый уважающий себя населенный пункт отсчитывает свое рождение с первого упоминания в летописных источниках независимо от того, был ли он городом или нет. Так, Великий Устюг как город (городище) упоминается в летописи в 1207 году. Для того чтобы город смог так вырасти, нужно по меньшей мере 50–60 лет. И поэтому возникновение Устюга относят к середине XII века. Официальной датой его основания принято считать 1147 год.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.