на правах рекламы

Не надо переписывать историю

28 августа 2009 Автор:
 (голосов: 0)
А. ХРУСТАЛЕВ
заместитель председателя
КИПОДК «Северное трехречье»

Котлас до сих пор исчисляет свое рождение с 1917 года, а мог бы в этом году отмечать 630-летний юбилей.

Именно столько лет тому назад, осенью 1379 года, у слияния рек Двины и Вычегды начал свою миссионерскую деятельность Стефан Пермский. Получив благословение главы православной церкви Герасима и поддержку великого князя Дмитрия (через год прозванного Донским за победу над татарами в Куликовской битве у берегов Дона), Стефан «…взяв с собой мощи святых, антиминсы и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, пошел в путь с большой смелостью, устремился к шествию в прежде названном образе и обратил лицо свое к земле Пермской, ибо было направлено лицо его, когда он шел, к вышеназванной земле…Пошел он в землю, где не ходили ногами святые апостолы, ученики Гос-пода, где не звучала речь и проповедь святых апостолов, где не было ни следа благочестия и богоразумия, где имя Божие никогда не называлось, где находятся так называемые невегласы, обманутые, некрещеные люди».
Так образно и красочно описал начало просветительской деятельности Стефана Пермского один из лучших писателей Древней Руси Епифаний Премуд-
рый в книге «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом», датируемой 90-ми годами XIV века. Всего известно более 50 списков «Жития Стефана Пермского». Старейший из списков датируется 1490 годом.
Стефан взял с собой собственноручно изготовленный посох из лиственницы, до сих пор бережно хранимый в Пермском областном музее. По размерам посоха (длина его 125 см) можно предположительно сказать, что ростом Стефан был не менее 170 см. Сопровождаемый обозом, он начал свою проповедническую деятельность в первом на его пути зырянском селении Котлас, при устье реки Вычегды, где для крещения обратившихся идолопоклонников построил на высоком правом берегу Двины первую часовню и установил крест. До сих пор в «Клировых ведомостях» церкви архидиакона Стефана, что была в Котласе XIX–XX веков, можно прочитать «…Из устных преданий должно полагать, что здесь начало церкви положено Святым Стефаном Епископом Пермским. Просветителем Св. верою сего места». Епифаний Премудрый с точностью отмечает: «…ниже града Устюга на 40 верст». В отличие от равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Стефан не имел могущественной власти для достижения своей проповеднической деятельности по обращению язычников в православную веру. Сын простого устюжского причетника, он не был княжеских кровей и от рождения не предназначался для государственного управления. Тем не менее он столь почитался Дмитрием Донским и другими князьями, что после смерти был похоронен в родовой великокняжеской усыпальнице. Событие по тем временам небывалое. В разных списках «Жития» расстояние от Устюга до устья Вычегды приводится то в верстах, то в поприщах. Эти понятия идентичны, о чем свидетельствуют различные источники: в Ипатьевской летописи сообщается, что в 1167 году смоляне начали встречать князя Ростислава за 300 поприщ, а в Воскресенском списке летописи – за 300 верст. 40 верст – это 40 поприщ или 30000 саженей. Одна сажень (до 1835 года) составляла 217,6 см.
Соответственно, расстояние равно 65 км 280 метров, что и соответствует расстоянию от Устюга до устья Вычегды в районе современного города Котласа. В «Летописце о граде Сольвычегодске», составленном в XVI–XVII веках, сказано: «От града Устюга Великого вниз по Двине реке до устья реки Вычегды 45 верст, от устья по Вычегде рекою вверх до града Соль Вычегодская 15 верст». Древнерусский текст «Жития» под редакцией Г. М. Прохорова и О. Б. Рыбаковой 1995 года совсем искажает исторический перевод: «…ниже града Устюга на четырнадцать поприщ». Где потерялись 26 поприщ (верст), одному Богу известно.
Что же говорить о Пыросе? А был ли он? Да, был, только не в качестве населенного пункта, почему-то отождествляемого с Котласом, а как обширная территория, объединяющая множество населенных пунктов от Двины по Вычегде до Виледи. В переводе с коми-пермяцкого языка Пырос означает «вход», т. е. вход в Пермскую землю. Утверждение, что Пырос как населенный пункт упоминается в документах XIV века, полная дезинформация. В ле-
тописи, найденной в Константинопольской епархии, упоминается, что в Куликовской битве (1380 год) участвовали новокрещенные пермяне. По всей видимости, именно епископ Стефан благословил пыросского князя Аликея собрать «600 воев» и помочь Дмитрию Донскому спасти нарождающуюся Россию. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу-богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.
Впервые топоним Пырос появляется в Вычегодско-Вымской летописи, ведение которой началось спустя 200 лет, в конце XVI столетия. «…Лета 6887 (1379 год) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима идее в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере…» (подробнее в «Вечернем Котласе» № 15 от 11 апреля 2008 года «Сколько лет Котласу?»). Согласно историческим документам, Стефан рукоположен в священники в период между 12 февраля 1378 и двадцатыми числами июля 1379 года.
В Древней Руси очень часто большие территории с множеством населенных пунктов назывались однозначно: Шеломя, Виледь, Слобода, Городище, Заволочье и т. д. О том, что Пырос охватывает большую территорию, говорят следующие доказательства.
Во-первых, Пыроса нет ни на одной из сохранившихся древних карт XVII–XIX веков. На карте 1634 года отмечены населенные пункты Котлас и Пирой.
Во-вторых, не мог пыросский князь Аликей собрать войско из 600 воинов в небольшом поселении.
В-третьих, отождествление Котласа и Пыроса не имеет документальных подтверждений. В «Вечернем Котласе» № 28 от 10 июля 2009 года опубликована статья Д. Горынцева «Древний Пырас находился рядом с Вычегодским?» Это всего лишь плод фантазии автора. То, что найдено древнее финно-угорское поселение, – это, конечно, замечательно, но увязывать его с древним Пыросом не вполне корректно. Две крупные водные артерии Севера Вычегда и Двина испокон веков были густо заселены коми-зырянами и коми-пермянами. Утверждение, что найдено Пырасское городище, – это попытка в очередной раз выдать желаемое за действительное и поставить точку. Так с удивительной легкостью поселение Пирой одним росчерком пера превращается в Пырас. А этого делать нельзя. Прошлое нашего Отечества таит в себе немало загадок, несмотря на огромное количество исследований. История доромановской Руси во многом мифологизирована в силу нехватки достоверных письменных источников. Копии древних рукописей при каждом новом правителе подвергались переписыванию и правке, и за их достоверность ручаться сложно. Тем не менее не все так плохо и историческая память нашего народа до конца не стерта. О прошлом Руси сведений сохранилось, возможно, даже больше чем это предполагалось. «…Мы должны помнить, что и старое не устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время», – сказал академик Д. С. Лихачев.
Имя Стефана Пермского тесно связано с Котласом. Ежегодно в городе проводятся Стефановская ярмарка и Стефановские чтения, набережную Двины украшает Стефановский храм, являясь визитной карточкой нашего города. В Сольвычегодском историко-художественном музее хранится единственный в своем роде так называемый саккос Стефана Пермского. Саккос – самое торжественное богослужебное одеяние, облачаться в которое имеют право только патриарх, митрополиты и епископы. Он сшит из холста и расписан темперными красками, но все его иконописные сюжеты не вышиты, как обычно, золотом и серебром, а сохранены в том виде, как их нанес художник. То есть это облачение – своего рода иконописный памятник, дающий представление о том, как создавалось это произведение. Его появление датируется 1665 годом. Он создавался в мастерской Анны Ивановны Строгановой (в девичестве Злобиной) для Благовещенского собора в Сольвычегодске – домовой церкви богатейших и могущественнейших купцов Строгановых. Впоследствии людская молва приписала саккосу стефановскую древность.
Хотелось бы, чтобы наш город украшал памятник или памятный знак святому Стефану Пермскому, с чьим именем связана история нашего города, который до сих пор исчисляет свое рождение с 1917 года, а мог бы в 2009 году отмечать 630-летний юбилей.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.