на правах рекламы

История Котласа уникальна

22 июля 2011 Автор: Александр ХРУСТАЛЕВ, зампредседателя КИПОДК «Северное трехречье», член Союза краеведов России
 (голосов: 1)
История Котласа уникальнаДовольно много сохранилось документов по истории XVII века, касающихся Котласа. Они в основном хранятся в Москве, в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). В 1993 году архив был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Изучать документы, находящиеся в архиве древних актов, – очень увлекательное занятие. Причем не только тогда, когда знакомишься с самими документами и видишь уникальные рукописи, но и когда просматриваешь описи фондов. Все документы, хранящиеся в архиве, опубликованы в четырех томах путеводителя.
Архивные документы имеют очень важное значение при изучении истории Котласа, так как в них отражено дыхание времени. Для работы в этом архиве обязательно направление от организации. Администрация нашего города любезно предоставила мне такую возможность.
В течение недели мне удалось найти ряд документов XVII века относительно Котласского прихода и церкви Стефана Архидиакона.
Хотелось бы напомнить скептикам вещи, которые полагается знать гражданам Котласа со школьных лет и независимо от юбилеев. Следует разделять такие понятия, как дата летоисчисления и день рождения города Котласа. Да, его днем рождения можно считать тот момент, когда был подписан документ о присвоении ему статуса города. Города рождаются, растут, разрушаются, знают времена взлетов и падений, у каждого из них своя аура и своя культура, прошлое и настоящее. Как у любого уважающего себя города, у Котласа есть история официальная и неофициальная. Официальная относит возникновение поселения Котлас к более поздним временам – XIV веку. Каждый город, как, собственно, и человек, имеет свою судьбу, обладает индивидуальностью.
Наш город, как ни странно, не помнит своего исторического прошлого. На недавно прошедшей Стефановской ярмарке, которая с каждым годом становится все интереснее и привлекает к себе большее внимание, я задал горожанам один вопрос: «Почему ярмарка называется Стефановской?» Из 50 опрошенных правильно ответил только один человек! Вот вам и историческое прошлое. К сожалению, в общественном сознании нет представления ни о Стефане Пермском, ни о прошлом нашего города, который имеет уникальное историческое наследие.
Изученные мною документы уникальны. Датируемые 1678, 1687, 1690 и 1697 годами, они проливают свет и расставляют все точки над «i» в отношении названия поселения Котлас и погоста Стефана Архидиакона, который впервые был нанесен на карту Московии в 1614 году на основании чертежа 1600–1605 годов царевича Федора Борисовича Годунова.
В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, уже отмечен населенный пункт Котлас. Если внимательно посмотреть на карты 1614, 1634 и 1670 годов, то можно обратить внимание на то, что на протяжении всей Северной Двины от Архангельска до Котласа отмечено огромное количество населенных пунктов, однако от большинства из них, к сожалению, остались лишь воспоминания. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и не случайно так хорошо описана.
Интересны документы «Договорная память в трапезники Василия Евдокимова сына Болтинских к Николаевской церкви Кодласской волости» от 14 октября 1696 года и «Сказка пономаря Устюжского уезда Вотложемской волости» от 2 марта 1697 года, в которой упоминается архиепископ Котласского погоста церкви первомученика Стефана. Согласно этим двум документам, поселение Котлас было больших размеров, о чем свидетельствует существование Кодласской волости и возглавление церкви Стефана Архидиакона архиепископом.
Работая в Патриаршей библиотеке Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, я нашел Жития Стефана Пермского, выпущенные протоиереем Евгением Поповым в 1885 году, где черным по белому написано: «Самая первая проповедь его в с. Котлас».
Г. С. Латкин в «Жизнеописании святого Стефана – просветителя вычегодских и сысольских зырян» в 1889 году писал: «Первое зырянское селение было Котлас, находящееся при впадении реки Вычегды в Северную Двину; сюда он прибыл в конце 1379 года. Здесь он основал часовню, потом церковь во имя Николая Чудотворца. Сия церковь замечательна тем, что она была первая из сооруженных на зырянской земле св. Стефаном в XIV веке, и здесь этот новый апостол начал свою проповедь язычникам».
В «Словаре историческом о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых», выпущенном в Санкт-Петербурге в 1862 году, имеется запись: «…Сперва начал он (Стефан Пермский – авт.) проповедовать в зырянском селении Котласе, при устье реки Вычегды, где для крещения идолопоклонников основал он первую часовню…»
Зачем же опровергать прописные истины? Ими надо гордиться! В 2014 году исполнится 635 лет со дня начала миссионерской деятельности Стефана Пермского в Котласе. Наша Котласская русская земля неповторима и прекрасна. Каждая деревня, село, поселок и город – это великая самобытная история. Вместе мы сможем повысить культуру нашего народа и возродить в нем столь замечательное и необходимое качество, как любовь к малой родине.

С большим интересом ознакомился с материалами котласского краеведа А. Хрусталева по истории поселения под названием Котлас и был приятно удивлен той солидной источниковедческой базой, которую приводит автор в своих исторических этюдах. Проделан действительно большой труд, и выводы, сделанные на основе анализа источников, на мой взгляд, выглядят вполне доверительно. Особенно это касается той части сочинения, в которой содержатся отсылки на конкретные исторические документы XVII века – таможенные книги, акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века, писцовые книги и другое. Менее убедительны выводы о более ранней истории поселения с отсылками на текст Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи.
Любопытен и заслуживает внимания этимологический анализ названия «Пырас», который можно принять в качестве состоятельной научной гипотезы относительно времени и места начала миссионерской деятельности Стефана Пермского.
Несомненно, усилия автора и его пафос – восстановить «историческую справедливость» о роли и значении поселения Котлас (ряда поселений, объединенных под этим названием или Пырас) – считаю, заслуживают самого пристального внимания, требуют дальнейшей разработки и поддержки. Вызывает, правда, некоторое сожаление тот факт, что в самом Котласе и его округе не называются или не обнаружены исторические памятники уровня ближайших его соседей – городов Великого Устюга и Сольвычегодска.
А. Н. ВЛАСОВ, зав. отделом русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский дом), доктор филологических наук, профессор.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Цитата
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
КОТЛАСУ НЕ 90 А ГОРАЗДО БОЛЬШЕ!!!!
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.